literarus

Русский язык и литература

 
 

2. Образ Иисуа Христа в русской литературе

Первые древнерусские богословские сочинения (митрополита Иллариона Киевского, Кирилла Туровского) обращаются к тайне воскресения Христова; пасхальная тематика и в дальнейшем во многом характеризовала русскую духовную традицию. Ее неотъемлемым элементом стала также тема сопричастности страданиям Христа. Важное значение в формировании образа Иисуса в православии имеет опыт святости, в особенности юродства, подражания униженному Христу. Постоянное воспоминание об Иисусе Христе, связанное с Иисусовой молитвой (напр., у Сергия Радонежского, Паисия Величковского), и следование смирению Христа (напр., у Тихона Задонского) были присущи как русскому монашеству, так и мирянам. Для славянофилов, в частности А.С. Хомякова, с восприятием Христа как главы Церкви связано понятие соборности, общецерковности, единства православных христиан. В сочинении В.С. Соловьева Христос предстает Логосом мира, его смыслом (поскольку каждое творение имеет во Христе свое начало), а также мерилом человеческой совести. Согласно Н.А. Бердяеву, чтобы обрести полноту своей личности, человек должен освободиться от всего, за исключением Иисуса Христа.

В философско-богословском течении русской мысли, утверждающем единство человека, мира и Бога, Иисус Христос предстает как исполнение всех мировых религий (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков); человеческая природа Христа охватывает все человечество; в личности Иисуса Христа произошло рождение Бога в человеке и человека — в Боге.

В истории русской общественной мысли предпринимались попытки представить Иисуса Христа как создателя особой общественной системы в противовес обществу, основанному на несправедливых социально-экономических отношениях. Особое внимание к социальному аспекту учения Христа и недооценка иррационального измерения Его личности отличали А.И. Герцена и Л.Н. Толстого. Н.А. Некрасов и, с других позиций, Ф.И. Тютчев придавали особое значение вере во Христа как основе народной нравственности.Все творчество Ф.М. Достоевского одухотворено образом кроткого и милосердного Иисуса, в Котором человек обретает утешение, любовь и красоту. В “Легенде о Великом инквизиторе” из «Братьев Карамазовых» вновь пришедшего на землю Христа бросают в темницу, поскольку Он может помешать рациональному устройству мира, в рамках которого нет места свободе человеческого выбора. Для Достоевского именно Россия, хранящая в своей духовной традиции подлинный образ Христа, способна во всей полноте явить его миру, и в этом ее историческая роль. А.П. Чехов в рассказе «Студент» отвел центральное место повествованию о страстях Христовых и об отречении апостола Петра.

Конец XIX – начало XX веков — эпоха напряженных религиозно-философских исканий в России, названная участниками этого процесса духовным Ренессансом. Именно в этот период были заложены основы русской «логосологии», основные идеи которой представлены в творчестве Д.С. Мережковского. Формирование новой эстетической концепции побуждало писателей Серебряного века затрагивать в своих произведениях евангельскую тему, что часто приводило к секуляризации новозаветных сюжетов, к порождению различных интерпретаций образов Христа, антихриста, Иуды, к перифразам библейской истории.

Антиномия ренессансной эпохи выражалась в стремлении писателей восстановить православный взгляд на общечеловеческие ценности и одновременно в желании реформировать историческое христианство, утратившее, по мнению представителей декадентского искусства, дух истинного вероучения. Д.С. Мережковский был одним из основоположников этого движения, пропагандистом идеи объединения религиозного и общественного идеалов, что должно было способствовать восстановлению нравственной целостности человечества и преодолению религиозного индифферентизма. Концепция нового религиозного сознания разрабатывалась Мережковским в его исследованиях и статьях как до-, так и послереволюционного периода. Тема буквального следования нравственному учению Христа характерна для творчества Н.С. Лескова. В русской поэзии XIX–XX вв. (И.С. Никитин, А.К. Толстой, М.А. Волошин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак) неоднократно появлялась тема страдающего Иисуса. О лике Иисуса, “похожем на все человеческие лица”, пишет И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Христос». В поэме А.А. Блока «Двенадцать» Христос представлен романтизированным вождем революционеров. В стихотворении Н.С. Гумилева «Христос» “пастух и рыбарь” следуют за Господом по пути апостолослужения. В поэзии Б.Л. Пастернака (стихи из романа Доктор Живаго) и И.А. Бродского звучит радостная тема, связанная с такими событиями из жизни Христа, как Рождество, Сретение, Воскресение. Перу Д.С. Мережковского принадлежит оригинальная по замыслу книга «Иисус Неизвестный», сочетающая в себе жанры исторического исследования и богословско-литературного эссе. Одним из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал Иешуа га-Ноцри, в образе которого Иисус Христос представлен скорее как гонимый праведник, чем как Богочеловек.

 
Права на приведенные тексты принадлежат авторам. Материалы размещены на сайте для ознакомления и не предназначены для копирования, сохранения, распространения, использования в коммерческих целях.
licet!©2007-2009


Hosted by uCoz