|
На главную страницу
2. Образ Иисуа Христа в русской литературе
Первые древнерусские богословские сочинения (митрополита Иллариона Киевского, Кирилла Туровского) обращаются
к тайне воскресения Христова; пасхальная тематика и в дальнейшем во многом характеризовала русскую духовную традицию.
Ее неотъемлемым элементом стала также тема сопричастности страданиям Христа. Важное значение в формировании образа Иисуса
в православии имеет опыт святости, в особенности юродства, подражания униженному Христу. Постоянное воспоминание об
Иисусе Христе, связанное с Иисусовой молитвой (напр., у Сергия Радонежского, Паисия Величковского), и следование
смирению Христа (напр., у Тихона Задонского) были присущи как русскому монашеству, так и мирянам. Для славянофилов,
в частности А.С. Хомякова, с восприятием Христа как главы Церкви связано понятие соборности, общецерковности,
единства православных христиан. В сочинении В.С. Соловьева Христос предстает Логосом мира, его смыслом
(поскольку каждое творение имеет во Христе свое начало), а также мерилом человеческой совести. Согласно
Н.А. Бердяеву, чтобы обрести полноту своей личности, человек должен освободиться от всего, за исключением Иисуса Христа.
В философско-богословском течении русской мысли, утверждающем единство человека, мира и Бога, Иисус Христос предстает
как исполнение всех мировых религий (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков); человеческая природа Христа охватывает
все человечество; в личности Иисуса Христа произошло рождение Бога в человеке и человека — в Боге.
В истории русской общественной мысли предпринимались попытки представить Иисуса Христа как создателя особой
общественной системы в противовес обществу, основанному на несправедливых социально-экономических отношениях.
Особое внимание к социальному аспекту учения Христа и недооценка иррационального измерения Его личности отличали
А.И. Герцена и Л.Н. Толстого. Н.А. Некрасов и, с других позиций, Ф.И. Тютчев придавали особое значение вере во
Христа как основе народной нравственности.Все творчество Ф.М. Достоевского одухотворено образом кроткого
и милосердного Иисуса, в Котором человек обретает утешение, любовь и красоту. В “Легенде о Великом инквизиторе”
из «Братьев Карамазовых» вновь пришедшего на землю Христа бросают в темницу, поскольку Он может помешать
рациональному устройству мира, в рамках которого нет места свободе человеческого выбора. Для Достоевского
именно Россия, хранящая в своей духовной традиции подлинный образ Христа, способна во всей полноте явить
его миру, и в этом ее историческая роль. А.П. Чехов в рассказе «Студент» отвел центральное место повествованию
о страстях Христовых и об отречении апостола Петра.
Конец XIX – начало XX веков — эпоха напряженных религиозно-философских исканий в России, названная участниками
этого процесса духовным Ренессансом. Именно в этот период были заложены основы русской «логосологии»,
основные идеи которой представлены в творчестве Д.С. Мережковского. Формирование новой эстетической концепции
побуждало писателей Серебряного века затрагивать в своих произведениях евангельскую тему, что часто приводило
к секуляризации новозаветных сюжетов, к порождению различных интерпретаций образов Христа, антихриста, Иуды, к
перифразам библейской истории.
Антиномия ренессансной эпохи выражалась в стремлении писателей восстановить православный взгляд на общечеловеческие
ценности и одновременно в желании реформировать историческое христианство, утратившее, по мнению представителей
декадентского искусства, дух истинного вероучения. Д.С. Мережковский был одним из основоположников этого движения,
пропагандистом идеи объединения религиозного и общественного идеалов, что должно было способствовать восстановлению
нравственной целостности человечества и преодолению религиозного индифферентизма. Концепция нового религиозного
сознания разрабатывалась Мережковским в его исследованиях и статьях как до-, так и послереволюционного периода. Тема
буквального следования нравственному учению Христа характерна для творчества Н.С. Лескова. В русской поэзии XIX–XX вв.
(И.С. Никитин, А.К. Толстой, М.А. Волошин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак) неоднократно появлялась тема страдающего
Иисуса. О лике Иисуса, “похожем на все человеческие лица”, пишет И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Христос».
В поэме А.А. Блока «Двенадцать» Христос представлен романтизированным вождем революционеров. В стихотворении
Н.С. Гумилева «Христос» “пастух и рыбарь” следуют за Господом по пути апостолослужения. В поэзии Б.Л. Пастернака
(стихи из романа Доктор Живаго) и И.А. Бродского звучит радостная тема, связанная с такими событиями из жизни Христа,
как Рождество, Сретение, Воскресение. Перу Д.С. Мережковского принадлежит оригинальная по замыслу книга «Иисус
Неизвестный», сочетающая в себе жанры исторического исследования и богословско-литературного эссе. Одним из персонажей
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал Иешуа га-Ноцри, в образе которого Иисус Христос представлен скорее
как гонимый праведник, чем как Богочеловек.
Своеобразие функционирования мифологических образов в литературе
На главную страницу
|
|