literarus

Русский язык и литература

 
 

7. Интерпретации евангельского образа предательства в литературе

Образ Иуды Искариота очень востребован в русской литературе. Его имя – символ предательства и корыстолюбия. Образ Иуды на протяжении веков в различных вариантах активно используется в качестве общезначимого архетипа предательства и неотвратимой последующей расплаты за содеянное. Идея человеческой множественности образа предателя, развиваемая авторами, делает Иуду архетипической моделью поведения, которая абсолютизируется как проявление одной из сторон индивидуального мировидения.

Так, например, в романе Г. Сенкевича «Куда идешь?» один из героев, оценивая сложившуюся ситуацию, думает следующее: «Кто предатель? Сын Иуды, порождения яда Иудина, он прикидывается христианином, ходит в молитвенные дома лишь для того, чтобы обвинить братьев перед лицом императора. Через несколько дней будет отдан приказ преторианцам схватить стариков, женщин и детей и казнить их… И все это будет делом рук того второго Иуды. Но если первого никто не покарал, никто ему не отомстил, никто не защитил Христа в час его мучений, так кто же покарает этого, кто раздавит змею прежде, чем его выслушает император, кто его уничтожит, кто защитит от погибели братьев и веру Христову?»

Образ Иуды является нравственно-психологическим концентратом универсальной поведенческой модели, вобравшей в себя определенную часть общечеловеческого опыта. Именно этим объясняется тот факт, что «образ рыжеволосого предателя Иуды, предающего своего учителя поцелуем любви в руки грубой силы за ничтожную плату в тридцать серебренников, стал каким-то привидением. Он встречается везде. Можно было бы составить музей Иуды из картин и скульптур знаменитейших художников, из тысяч романов, новелл и поэм, этических трактатов и революционных стихотворений», как подчеркнул А. Немоевский.

Актуализация образа Иуды, включение его семантического комплекса в реалистически-бытовой контекст осуществляется литературой многопланово и в большинстве случаев направлены на жизненное «опредмечивание», нравственно-психологическую конкретизацию и его человеческую «заземленность». При этом введение общеизвестной семантики образа в содержательную структуру литературного произведения чаще всего осуществляется в двух направлениях : использование ее установившейся аксиологической символики для придания масштабности и всеобщности конкретной ситуации, с одной стороны; уподобления евангельской абстракции определенной жизненной коллизии, поведенческому проявлению определенного психологического типа – с другой.

В том и другом случае сохраняется характерное для большинства традиционных персонажей единство конкретно-жизненного и всечеловеческого, сформировавшееся на протяжении их многовекового функционирования в общедуховном и повседневном сознании цивилизации.

 
Права на приведенные тексты принадлежат авторам. Материалы размещены на сайте для ознакомления и не предназначены для копирования, сохранения, распространения, использования в коммерческих целях.
licet!©2007-2009


Hosted by uCoz