|
На главную страницу
2. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения
2.2. Фабула
Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случая, действия, состояния в их
причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в
сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Первоначально термин "фабула" (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение - басня,
побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "фабула" обозначают то,
что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению. А отсюда - указанное вначале
значение в применении вообще к литературным произведениям.
Научному изучению фабулы подверглись, прежде всего в качестве фактов поэтической традиции в мировой литературе
(гл. образом древней и средневековой) и особенно - в устной народной словесности. В этой плоскости определенная
трактовка традиционных фабул, процесса их развития и распространения составляла основное содержание последовательно
сменявшихся фольклористических теорий - мифологической, миграционной, антропологической. При этом в русской научной
литературе к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин "сюжет", а не фабула. Позже вопрос о фабуле
и сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами).
Некоторые исследователи, отождествляя понятия сюжета и фабулы, вовсе упраздняют последний термин.
Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать:
- "фактическую" основу произведения, события, о которых в нем рассказывается, как продукт предварительного
отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать фабула, т. е. повествовательной темой,
подлежащей дальнейшей обработке в сюжете;
- и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. е. сюжет).
Для формалистов фабула является лишь материалом, который обрабатывается особыми приемами сюжетосложения
в целях "отстранения", повышения внешней ощутимости динамики повествования. В связи с этим устанавливалось
и деление произведений на "сюжетные" и "фабульные", в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приемов.
Эта формалистическая трактовка фабулы и сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего не следует считать фабулу
"сырым материалом", лишенным качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет какой-либо
жизненный факт, - он производит отбор и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, т. е. он создает фабулу.
Тем более очевиден творческий характер фабулы в тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются
автором. Обрабатывая фабулу, художник отражает динамику действительности, раскрывая ее закономерности с той или
иной степенью глубины и правдивости.
В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического
порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д.
Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества,
каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют
конкретно-исторические особенности сюжетов.
Основы литературоведения
На главную страницу
|
|