|
На главную страницу
1. Введение
В процессе литературной эволюции легендарно-мифологический материал проявляет себя как развивающаяся традиция,
преодолевающая временное, отжившее и активно впитывающая в себя продуктивные элементы новой реальности
во всей сложности взаимодействия ее гармонии и противоречий. Легендарно-мифологические структуры и образы
сохраняют свою потенциальную актуальность на протяжении столетий. Использование писателями легендарно-мифологических
ситуаций и образов позволяет представить “знакомые поступки в незнакомой ситуации”, характерны для конкретной
социальной среды. Тут же подчеркивается национальная специфичность и эстетическое своеобразие литературного произведения.
Рассматривая мифологические образы мы вновь обращаемся к Библии - Книге Книг, которая вобрала в себя веками накопленный
опыт человечества во всех областях жизни. С древних времен люди искусства обращаются к ней в поисках новых сюжетов; многие
страницы её вечно будут пленять людей силой вдохновения, яркостью образов, глубиной мыслей.
Многие русские писатели неоднократно обращались к Библии и использовали библейские мотивы при создании
своих произведений. Библейские мотивы, связанные с темами сверхчеловеческой мощи, необъяснимых душевных терзаний,
одиночества, странничества; скоротечности человеческой жизни перед лицом вечного бытия; мотивы
"занебесной книги жизни" и незабвенной битвы на небесах между воинством архангела Михаила и падшими ангелами
во главе с Сатаной, - все они нашли в русской литературе свой глубоко личный, психологический отклик.
Библейские мотивы по-разному представлены в творчестве русских писателей. Это может быть собственное имя,
образ, отдельный сюжет, цитата или просто идея, взятая из Библии. В произведениях они функционируют на разных уровнях.
Они могут определять собой главную идею произведения (например, эпиграф к поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова), быть
сюжетообразующим элементом (“Иуда Искариот” Л.Андреева), использоваться для создания контрастных образов
(Добра и Зла, Света и Тьмы, Демона и Ангела), цитироваться как поговорки для характеристики героев, нести какую-либо
добавочную смысловую нагрузку (стихотворение "Пророк" М.Ю. Лермонтова, “Мария” И. Северянина) и т.д.
Библейские мотивы могут быть едва заметными, лишь ассоциативно уловимыми или же представлять собой чистое цитирование;
иметь богоборческую направленность или же интонацию примирения, единения с Богом, с природой.
Библейские мотивы - сложное, многоплановое явление. Их употребление в одном и том же контексте противоречиво
и рассчитано на знакомого с Библией читателя, который сумеет разобраться в тонкостях идейно-смысловой направленности
библейских мотивов.
На примере известных произведений русских классиков рассмотрим образы Иисуса Христа, Иуды Искариота, некоторые
иные евангельские мотивы и ситуации. Обратим особое внимание на интерпретацию образа Иисуса и Иуды Искариота -
евангельского архетипа предательств в русской литературе. Для исследователей здесь открывается большое поле
для дальнейшей деятельности.
Своеобразие функционирования мифологических образов в литературе
На главную страницу
|
|