literarus

Русский язык и литература

 
 

1. Введение

В процессе литературной эволюции легендарно-мифологический материал проявляет себя как развивающаяся традиция, преодолевающая временное, отжившее и активно впитывающая в себя продуктивные элементы новой реальности во всей сложности взаимодействия ее гармонии и противоречий. Легендарно-мифологические структуры и образы сохраняют свою потенциальную актуальность на протяжении столетий. Использование писателями легендарно-мифологических ситуаций и образов позволяет представить “знакомые поступки в незнакомой ситуации”, характерны для конкретной социальной среды. Тут же подчеркивается национальная специфичность и эстетическое своеобразие литературного произведения. Рассматривая мифологические образы мы вновь обращаемся к Библии - Книге Книг, которая вобрала в себя веками накопленный опыт человечества во всех областях жизни. С древних времен люди искусства обращаются к ней в поисках новых сюжетов; многие страницы её вечно будут пленять людей силой вдохновения, яркостью образов, глубиной мыслей.

Многие русские писатели неоднократно обращались к Библии и использовали библейские мотивы при создании своих произведений. Библейские мотивы, связанные с темами сверхчеловеческой мощи, необъяснимых душевных терзаний, одиночества, странничества; скоротечности человеческой жизни перед лицом вечного бытия; мотивы "занебесной книги жизни" и незабвенной битвы на небесах между воинством архангела Михаила и падшими ангелами во главе с Сатаной, - все они нашли в русской литературе свой глубоко личный, психологический отклик.

Библейские мотивы по-разному представлены в творчестве русских писателей. Это может быть собственное имя, образ, отдельный сюжет, цитата или просто идея, взятая из Библии. В произведениях они функционируют на разных уровнях. Они могут определять собой главную идею произведения (например, эпиграф к поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова), быть сюжетообразующим элементом (“Иуда Искариот” Л.Андреева), использоваться для создания контрастных образов (Добра и Зла, Света и Тьмы, Демона и Ангела), цитироваться как поговорки для характеристики героев, нести какую-либо добавочную смысловую нагрузку (стихотворение "Пророк" М.Ю. Лермонтова, “Мария” И. Северянина) и т.д. Библейские мотивы могут быть едва заметными, лишь ассоциативно уловимыми или же представлять собой чистое цитирование; иметь богоборческую направленность или же интонацию примирения, единения с Богом, с природой.

Библейские мотивы - сложное, многоплановое явление. Их употребление в одном и том же контексте противоречиво и рассчитано на знакомого с Библией читателя, который сумеет разобраться в тонкостях идейно-смысловой направленности библейских мотивов.

На примере известных произведений русских классиков рассмотрим образы Иисуса Христа, Иуды Искариота, некоторые иные евангельские мотивы и ситуации. Обратим особое внимание на интерпретацию образа Иисуса и Иуды Искариота - евангельского архетипа предательств в русской литературе. Для исследователей здесь открывается большое поле для дальнейшей деятельности.

 
Права на приведенные тексты принадлежат авторам. Материалы размещены на сайте для ознакомления и не предназначены для копирования, сохранения, распространения, использования в коммерческих целях.
licet!©2007-2009


Hosted by uCoz