|
На главную страницу
3. Библейские образы в творчестве М. Ю. Лермонтова
Жизненно-поэтическое мышление Лермонтова, с детства соприкасавшегося с религиозно-молитвенным обиходом в доме
своей бабушки Е.А. Арсеньевой, было приобщено к кругу образов "Писания" (Библии). Вся внутренняя жизнь Лермонтова
протекает как бы в присутствии и перед взором личного бога Библии, которого поэт именует, в соответствии с книгой Бытия
: "создателем мира", "творцом природы", в одной из ранних редакций “Демона” вспоминается:
Святой великий час,
Когда от мрака отделился свет, -
такие же строки можно найти в Бытие 1.3-4: "И отделил Бог свет от тьмы". В светлые минуты своей жизни поэт
слагает дивные гимны Создателю прекрасной, величественной вселенной. В стихотворении "Кладбище" :
Над головой
Жужжа, со днем прощается игрой
Толпящиеся мошки, как народ
Существ с душой, уставших от работ!..
Стократ велик, кто создал мир! велик!..
Сих мелких тварей надмогильный крик
Творца не больше ль славит иногда,
Чем в пепел обращенные стада?
Чем человек, сей царь над общим злом,
С коварным сердцем, с ложным языком?..
Разве это не то же, что некогда сказал Давид: "Всё дышущее да хвалит Господа"? (Псалом СL,6).
В ясный день, когда всюду царит тишина, поэт созерцает в небесах Бога:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
Это напоминает пророка Илью, которому Бог явился не при вихре, не при землетрясении или в огне, а в таинственной тишине.
Лермонтов говорит о ветерке, Библия - "о веянии тихого ветра"(I кн. Царств, ХIХ, 11-13).
Но могучий как Яков, поэт не раз дерзал вступать в богоборчество. Его религиозно-богоборческие переживания отличаются
большой непосредственностью и внутренней независимостью. И это естественно для романтика-бунтаря, склонного презирать
"суеверное" послушание толпы и разговаривать с "высшей силой" на равных, отстаивая свою личную исключительность и достоинство.
Бог представляется ему по-библейски "всесильным"- это тот, кто может, но не хочет ответить благославляющим
"да" на бурные притязания поэта, хотя в иных случаях это всемогущество промыслителя для Лермонтова как бы ограничено
соприсутствием демонического мирового начала.
Короче всего "кредо" Лермонтова выражено в юношеской драме "Испанцы": “...верь, что есть на небе бог - и только!
Я сам не верю больше этого!” И действительно поэт постоянно сомневается в прочих существенных принципах библейской веры.
Так, в той же драме "Испанцы" можно увидеть сомнение автора в благости провидения:
"Бог знал заранее всё: зачем же он не удержал судьбы?..
Он не хотел!".
В словах Демона: "Ждет правый суд: простить он может, хоть осудит", - чувствуется сомнение в милосердии божием.
Но в своем отношении к божьему суду Лермонтов в разных своих произведениях противоречит сам себе. В стихотворении
"Смерть поэта" он твердо уверен в честности и справедливости божьего суда:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Противоречит поэт и в вере в загробную жизнь. Так, строки из стихотворения "Не смейся над моей пророческой тоскою":
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый, -
дают право полагать, что Лермонтов уверен в загробном существовании. А вот другие произведения говорят об обратном.
Лермонтов сомневается в загробной жизни и в стихотворении "Слова разлуки повторяя":
Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя;
Ты говоришь: есть жизнь другая,
И смело веришь ей ... но я?..
Оставь страдальца! - будь покойна:
Где б ни был этот мир святой,
Двух жизней сердцем ты достойна!
А мне довольно и одной.
Тому ль пускаться в бесконечность,
Кого измучил краткий путь?
Меня раздавит эта вечность,
И страшно мне не отдохнуть!
Я схоронил навек былое,
И нет о будущем забот,
Земля взяла своё земное,
Она назад не отдает!..
Говоря обо всем этом, Лермонтов прибегает то к яростным сарказмам, то впадает в тон усталой иронии.
И все же, какова бы ни была дерзость его сомневающейся и отрицающей мысли, ценностный мир поэта в
значительной степени организован вокруг остро прочувствованной библейской символики с её антитезами
райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения.
Тексты Лермонтова обнаруживают следы внимательного чтения библейских книг обоих заветов.
Ветхий Завет - это так называемая Иудейская Библия, написанная на древнееврейском языке и
включающая описание зарождения и развития жизни на земле до рождения Иисуса Христа. Новый
завет - это собственно христианская часть Библии.
Лермонтов нередко употребляет библейские собственные имена. Характерно также употребление
географических названий, используемых в Библии.
Библия внушила поэту то гуманное отношение к евреям, которому он был верен всю жизнь, и которое нашло отражение
в его произведениях: "Плачь, плачь, Израиля народ!", трагедия "Испанцы", "Ветка Палестины".
В "Вадиме" поэт говорит о душах, которые “подобно выкрашенным гробам притчи”. Наружность их - блеск очаровательный,
внутри - смерть и прах". Это из Евангелия. Матфей, 23.27. В "Княгине Лиговской" и в "Герое нашего времени" точно
таким же образом брошены иронические блики на описания светского быта: души, старых кокеток "подобны выкрашенным гробам притчи".
В "Герое нашего времени": "В тот день немые возопиют, и слепые прозрят". Быть может, это из Исайи, где есть такие
слова: "Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат; Тогда хромой будет прыгать, как олень, и язык немого будет петь"(Исайя, 35.6).
Но у Лермонтова сравнительно немногочисленны цитаты или аллюзии, которыми автор пользуется просто как поговорками.
В большинстве же случаев Лермонтов глубоко проникает в дух названных источников и напряженно переосмысливает
те или иные эпизоды.
Продолжая традиции своих знаменитых предшественников, в особенности Пушкина А.С., Лермонтов
сопоставляет поэта часто с пророком, и даже с самим творцом.
Строка из стихотворения "Поэт", 1838г.: "Твой стих, как божий дух, носился над толпою" вызывает в памяти
картину сотворения мира: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" ( Бытие, 1.2).
Другими словами, призвание поэта - влиять на народную толпу так, как повеления бога благоустраивают первозданный хаос.
Почти такая же власть может исходить и от демонической и потому в чем-то богоподобной личности. Так, Вадим, глава
народного бунта, из одноименного романа Лермонтова, наделен сверхчеловеческим могуществом вождя. Толпа
расступается перед ним, "как некогда море, тронутое жезлом Моисея" (сравн. Исход 14:5-21: "Вскоре, когда
израильтяне вышли на берег Чермного (Красного) моря и им некуда было бежать, египтяне стали настигать их... Бог
повелел Моисею протянуть руку с жезлом к морю. Когда Моисей протянул свою руку, то Господь погнал морские
воды сильным восточным ветром, так что в течение ночи часть моря перед израильтянами сделалась сушей, воды
как бы расступились перед ними. И пошли все потомки Израилевы среди моря по суше, а вода же была им стеною
по правую и левую сторону.").
Несмотря на простоту и сдержанность стихотворения "Пророк" (1841г.) - одной из вершин лермонтовской лирики,
стилистически как бы изъятого из круга библейских ассоциаций по мнению многих, в этом стихотворении тоже ярко
выражено влияние Библии. Каждая фраза стихотворения опирается прямо или косвенно на библейское сказание и одновременно
имеет острый злободневный смысл, поэтически точна, конкретна и вместе с тем символически многозначна. В "Пророке"
присутствует сближение с одной из самых могучих ветхозаветных фигур, издавна пленявших русское народное воображение.
При чтении строк:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя...-
вспоминаются не только евангельские "птицы небесные", но и вороны, по повелению свыше кормившие в пустыне
пророка Илью (3 кн. Царств 17:1-6). Поэт не раз говорил о жизни, как о чаше страданий:
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами,
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадет,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта,
И что она - не наша!
"Я еще не осушил чаши страданий и теперь чувствую, что мне еще долго жить". Тема "чаши горя" также берет
свое начало из Библии. В разных ее местах можно встретить такие изречения: "Ибо так сказал мне Господь, Бог
Израилев: возьми из руки моей чашу сию с вином ярости и нотой из нее все народы, к которым я посылаю тебя"
(Иеремия 26:15). "Если возможно, да минует меня чаша сия" (Евангелие от Марка, 14:36). Это уже из новозаветных
книг Библии. "Чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и он наливает из нее." (Псалом 74.9.).
Библейским источником служит для Лермонтова и эпизод из I-ой книги Царств (16), где повествуется о "злом духе
от Господа", насланном за грехи на Саула, и о юном Давиде, разгонявшем игрой на арфе мрачную меланхолию царя.
Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унес,
Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез -
Они растают и прольются.
Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал - теперь она полна,
Как кубок смерти, яда полный.
К этому же эпизоду (обращение царя Саула к Давиду) Лермонтов возвращается в поэме "Сашка" (1835-1836):
И жадный червь ее [душу] грызет, грызет, -
Я думаю тот самый, что когда-то
Терзал Саула; но порой и тот
Имел отраду: арфы звук крылатый,
Как ангела таинственный полет,
В нем воскрешал и слезы и надежды;
И опускались пламенные вежды,
С гармонией сливалася мечта,
И злобный дух бежал, как от креста.
Но этих звуков нет уж в поднебесной, -
Они исчезли с арфою чудесной...
Поэт окружает этот эпизод сетью многозначительных метафор. На одном полюсе у него - "жадный червь", терзающий душу поэта,
как некогда он терзал душу Саула (для сравнения можно привести печаль Демона, что "ластится как змей"; ср. также грешников
в геенне, "где червь их не умирает и огонь не угасает", Марк 9.44,46).
На другом полюсе - арфа Давида, ангельское начало музыкальной гармонии, дающее исход слезам и надеждам и изгоняющее
злобного духа, подобно крестному знамению. Видимо, "приставленного" к Саулу "злобного духа" Лермонтов мысленно
сопоставлял сначала со своим "личным" Демоном (в юношеском стихотворении "Мой Демон", 1830-31г.г. есть такие строки:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня...
а затем, по мере героизации этого демона, - уже с его собственными необъяснимыми муками, источником которых теперь
оказывается жестокая воля Всевышнего. Также развита тема скоротечности и незаметности скупо отмеренной человеку
жизни перед лицом вечного бытия. Люди обыкновенно старятся до срока, хотя жизнь и без того кратковременна. Поэт говорит:
Взгляните на мое чело,
Всмотритесь в очи, в бледный цвет:
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет.
И скоро старость приведет
Меня к могиле.
И жизнь им в тягость с юных лет.
В Псалтыре 102.15-16 написано: "Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер,
и нет его, и место его уже не узнает его." Говоря о недолговечности красоты женщины, Лермонтов чаще всего прибегает
к сравнению с цветком. Демон говорит, что на земле нет "долговечной красоты". На страницах Библии можно найти
аналогичное: "Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет
на него дуновение Господа: так и народ - трава" (Исайя 40:6,7). "По утру они как трава, которая зеленеет: По утру
она цветет и зеленеет, а вечером подсекается и иссыхает" (Псалом 89:6). Все эти изречения говорят о бренности жизни,
о том, что все в ней преходяще и уходяще, вечным является лишь слово Господне. Сравнение женщины с цветком стало
традиционным в поэтическом слове начиная с древних времен и до наших дней. Это еще раз подтверждает тот факт, что
Библия - "книга книг" на все времена. К поэту применимы слова из Библии: "Странник я у тебя, пришелец, как и все
отцы мои" (Псалом 39:13); "Странник я на земле" (Псалом 118:19).
Из всех новозаветных книг в творчестве Лермонтова наиболее заметный след оставил Апокалипсис. А если говорить
точнее - два мотива, издавна питавшие народное воображение.
Во-первых, у поэта встречается образ занебесной "книги жизни"; где записаны судьбы народов и личные жребии живых
и мертвых. Этот образ перешел в Апокалипсис (др. название "Откровение Иоанна" - заключительная книга Нового завета,
пророчащая будущее) и в христианское молитвословие из ветхозаветных "пророческих" книг (сравн. " И увидел я, и вот,
рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был снаружи
и внутри, и написано на нем: "плач, стон, и горе" (кн. Иезекииля 2.9-10).
"И увидел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головой его была радуга,
и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И я пошел к ангелу,
и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах
твоих будет сладка, как мед" (Откровение от Иоанна 10.1-2,9); и др.). Образ "книги жизни" ассоциировался там
с темой божьего суда: "Судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Откровение 20.12).
Идея рока, судьбы рано складывается в душе поэта. Бесконечно, в самых разнообразных сочетаниях, этот образ
"грозного рока" повторяется в его стихотворениях. В духе Апокалипсиса написано "Предсказание" (1830г.).
Оно построено в двух планах: конкретно-историческом и мифологическом. Именно с этой стороны оно ориентировано
на библейскую книгу, содержащую рассказ-предсказание о конце света, когда будут твориться ужаснейшие разрушения по всей земле:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь!
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать,
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек...
Во-вторых, мотив, затрагивающий тему небесного сражения архангела Михаила и его ангельского войска
с Сатаной и падшими ангелами (Откровение Иоанна 12,7-9: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его
воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и Сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на
землю, и ангелы его низвержены с ним"). Следует заметить, что в своих произведениях Лермонтов часто говорит об ангелах.
Ангелы немолчно славят Бога; Азраил произносит такие слова:
Я часто ангелов видал
И громким песням их внимал,
Когда в багряных облаках
Они, качаясь на крылах,
Все вместе славили Творца,
И не было хвалам конца.
Вспоминаются здесь и первые строчки знаменитого "Ангела":
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и тучи, и звезды толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Эти стихи напоминают древний Псалом:
Хвалите господа с небес;
Хвалите Его, все ангелы Его;
Хвалите Его, все воинства Его;
Хвалите Его, солнце и луна;
Хвалите Его все звезды света... (Псалом 148,1-4).
Под влиянием Библии Лермонтов создает дивные образы ангелов света и тьмы ("Ангел", "Демон").
У Лермонтова можно найти и глубоко архаичное соотнесение ангелов "воинства небесного" со звездами
И пусть они блестят до той поры,
Как ангелов вечерние лампады...
и астральные пейзажи в "Демоне", особенно в так называемом ереванском списке, где герой, выполняя
до своего падения традиционные ангельские функции, "стройным ходом возводил /Кочующие караваны/ В
пространстве брошенных светил", и христианско-мистическую идею об ангельской иерархии как зеркалах
"славы божией" (песня монахини во 2-й редакции "Демона"), и интимно лирическое ощущение неуловимого
ангельского полета, сравниваемого с несущимся звуком или скользящим по ясному небу следом.
Пишет он и об ангеле смерти в одноименной поэме:
Есть Ангел смерти; в грозный час
Последних мук и расставанья
Он крепко обнимает нас,
Но холодны его лобзанья,
И страшен вид его для глаз
Бессильной жертвы...
Об ангелах смерти говорит Библия: " И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят
пять тысяч человек. И встали по утру, и вот, все тела мертвые" (кн. пр. Исайи 37.36). В создании образа могучего,
дерзкого Демона тоже сказалась библейская начитанность Лермонтова. Именно в книгах Библии лежат истоки
зарождения и становления демонического начала в мире. Пророк Захария видел: “Иисуса, великого Иерея, стоящего
перед вечносущим Ангелом, и Сатану, стоящего по правою руку его, чтобы противодействовать ему" (Захария III,1).
О битве ангельского войска с Сатаной упоминается также в 5-ой редакции “Демона”; ср. также во 2-ой редакции поэмы:
"Когда блистающий Сион
Оставил с гордым Сатаною".
А потом было заключение Сатаны и его помощников в бездну: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ
от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его
на 1000 лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе
не окончится срок; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (Откровение 20.1-3).
Все книги Ветхого и Нового Завета - это история борьбы двух начал - Добра и Зла, Бога и Дьявола; этот же мотив
проходит через всё творчество Лермонтова. Наиболее важными в лично-психологическом плане являются библейские мотивы,
затрагивающие темы сверхчеловеческой мощи (пророчества), необъяснимых "метафизических" тревог и страданий,
странничества и одиночества; скоротечности человеческой жизни. А так же два мотива из Апокалипсиса, перешедшие
туда из ветхозаветных "пророческих" книг.
Библейские мотивы своеобразно воплощены в текстах то в виде собственного библейского имени, то образа, то сюжета,
то идеи. Они могут нести большую смысловую нагрузку или просто использоваться в качестве цитаты - поговорки.
Но любое употребление библейских мотивов в поэзии и в прозе Лермонтова рассчитано на читателя, знакомого с
Библией и умеющего делать определенные выводы для себя, исходя из контекста произведения.
Своеобразие функционирования мифологических образов в литературе
На главную страницу
|
|