|
На главную страницу
6. Противоречия канонических сведений об Иуде Искариоте
На взгляд Д. Мережковского, факт существования вариативности в Евангелиях доказывает их подлинность, а следовательно,
и историчность Иисуса Христа: «Что же значат “противоречия” в Евангелиях? <…> мы хорошо знаем, по повседневному опыту,
что если два или больше правдивых свидетеля сообщают об одном и том же событии, то они согласны лишь в главном, а
в остальном противоречат друг другу, потому что каждый видит по-своему, и эти-то именно “противоречия” — лучший
знак правдивости: ложные свидетели сговорились бы, чтобы не противоречить».
Согласно Евангелиям, мотивами предательства Иуды послужили вмешательства сатаны и корыстолюбие
(Матфей,26:36-46,15; Лука,22:3-6; Иоанн,13-27), в то же время новозаветные авторы подчеркивают осознанную жертвенность
Христа (Матфей,26:36-46; Марк,14:32-42). Противоречия евангельских сказаний сформировали основные направления
интерпретации новозаветного персонажа: с одной стороны, поступок Иуды рассматривается как величайшее злодеяние
против человечества (эта трактовка сталасвоеобразным архетипом предательства); с другой – существовавшая во втором
веке секта каинитов «понимала предательство Иуды Искариота как исполнение высшего служения, необходимого для искупления
мира и предписанного самим Христом» . Если первое направление наиболее активно использовалось писателями для создания
в контексте произведения аксиологически сложного символического плана, то различные нравственно-психологические
мотивировки второго обусловили не только интенсивную разработку событийного плана, но и всестороннее исследование сложных
нравственных проблем, возникающих перед индивидуумом в экзистенциальных ситуациях.
В своей работе «Иисус Неизвестный» Д.С. Мережковский в начале главы об Иуде подчеркивает:»Память о том, что действительно
побудило Иуду предать Иисуса, заглохла уже в самых Евангелиях. …Кажется, действительной причины Иудиного предательства
евангелисты не знают, не помнят, или не хотят вспомнить, может быть потому, что это слишком страшно… Образ Иуды, каким
он является в евангельских свидетельствах, - только непонятное страшилище. Но, если бы мы могли заглянуть в то, что
действительно было в этом предательстве, то, может быть, мы увидели бы в нем проблему зла, поставленную так, как больше
нигде и никогда в человечестве».
Своеобразие функционирования мифологических образов в литературе
На главную страницу
|
|