|
На главную страницу
9. Заключение
Рассматривая выше упомянутые литературные произведения, в очередной раз удивляемся вечности и важности библейских образов
и ситуаций. Исключительная психологическая глубина евангельских персонажей, многоаспектность поведенческих характеристик
и этических доминант, завуалированных многочисленными недоговоренностями и умолчаниями в канонических текстах, определили
их чрезвычайную активность и многоплановость литературной жизни.
Формы «вторжения» в канонический сюжетно-образный материал чрезвычайно многообразны и определяются не только
идеологическими, философско-эстетическими нормами конкретной культурно-исторической эпохи, но и своеобразием
художественного мировидения писателя, его творческой манерой, замыслом, личными симпатиями. Создаваемые
авторами художественные произведения сосредоточены на реконструкции жизни Иисуса Христа, интерпретации его деяний,
а также на развитии новозаветных метафор и умолчаний, едва намеченных ситуаций, которые в литературных версиях
получают предметно-бытовое и эмоционально-психологическое наполнение.
Формулировка "Библейские мотивы" включает в себя, на правах обобщающей, такие мотивы, как христианские, евангельские,
т.к. эти названия берут свое начало из книг Нового Завета. Библейские мотивы относятся к философско-символическим мотивам.
Библейские мотивы могут быть также своеобразным историко-культурным комментарием к художественным текстам.
Библейские мотивы входят в поэзию разными путями, получают разную художественную разработку. Но они всегда дают
творчеству духовно восходящее направление, ориентируют его на абсолютно ценное. Мотив может быть рассмотрен в контексте
всего творчества одного или нескольких писателей, какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи, а
также отдельного произведения. В поэзии воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах.
Распространившись на сферу исследований индивидуального творчества и став актуальным аспектом современного
литературоведческого анализа, термин "мотив" все более утрачивает свое прежнее содержание, относившееся к формальной
структуре произведения: из области "строгой" поэтики он переходит в область изучения мировоззрения и психологии
писателя (или даже психологии творчества). Мотивами стали называть и характерные для поэта лирические темы или
комплекс чувств и переживаний, а также константные свойства его лирического образа, независимо от того, находили
ли они соответствующее выражение в какой-либо устойчивой формуле. В этом смысле термин "мотив" широко
используются в исследованиях поэзии и в современном литературоведении. У наших поэтов это принимало
и принимает несколько форм, зачастую сочетающихся в одном произведении.
Во-первых, форму лирического переживания, религиозных состояний и настроений в многообразии и их интимно-психических
оттенков. Стихи рождаются или могут рождаться из молитвенных движений души. Точно так же покаяние, вера в милосердие
Божие, надежда на спасение, христианская любовь, мистическое созерцание, пророческое прозрение - всему этому
поэзия умеет дать богатое смыслом и эмоциональными красками выражение.
Во-вторых, форму поэтического воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божием.
В-третьих, форму художественного истолкования лиц и сюжетов из Библии.
В-четвертых, форму отображения живой религиозной жизни нации, ее религиозно-мистического опыта, нравственных и
эстетических идеалов, воспринятых русским сознанием из библейских источников (из православия).
Конечно, черты мировосприятия, умственного склада, литературного вкуса налагают свою печать на разработку этих
мотивов каждым поэтом. В ней может преобладать гармоническое, примиряющее звучание или, наоборот, драматически обостряться
противостояние истины и лжи, праведности и греховности, веры и неверия. Один поэт благоговейно приемлет мир Божий,
другой, как библейский Иов, обращает к Богу вопросы о причинах и целях творения, вопросы, нередко исполненные сомнений и скорби.
В 60-х же годах появляются исследования, названия которых говорят сами за себя: "Антирелигиозные и антиклерикальные идеи
в русской литературе ХIХ века" Н.В. Карпова и М.Ю. Попова и "М.Ю. Лермонтов - обличитель церкви и религиозных
догматов" А.П. Рубановича .
В 1981 году выходит в свет "Лермонтовская энциклопедия", где появляются отдельные статьи: "Религиозные мотивы",
"Библейские мотивы", "Богоборческие мотивы" и "Демонизм", все они тесно соотнесены друг с другом.
В постперестроечное время вновь стали появляться статьи и заметки в журналах, комментирующие связь Лермонтова
с Библией на примерах одного или группы стихотворений. Появились новые исследования: Котельникова "Христианские
мотивы у русских поэтов"; Т. Жирмунской "Русские поэты и Библия". Кроме этого стали публиковаться в литературных
газетах статьи, изданные на западе нашими русскими эмигрантами (статья И. Лукаша о цикле стихотворений-молитв у Лермонтова).
Таким образом, не трудно заметить, что в литературоведении вновь возникает пристальный интерес к этой проблеме,
делаются попытки, пусть пока на материале отдельных произведений, исследовать вопрос, интересующий многих.
Своеобразие функционирования мифологических образов в литературе
На главную страницу
|
|